Страничка психолога


Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника


1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.


 Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)


2. Определите общие интересы.


 Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения – один из самых главных пороков семейной педагогики.


3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.


Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте а известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.



 4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).



5. Научите ребенка делиться своими проблемами.


 Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.

 


6. Чаще разговаривайте с ребенком.


 Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!


7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.


 Только в этом случае его познавательный интерес не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.


8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.

Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. А это означает – считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

 


 9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.


 На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

 


 10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.


Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если…, то…» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности – ребенок начинает принимать позицию «ты – мне, я – тебе».


 Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного
отношения к Вам в настоящем и будущем!


Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад ! 



! Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день и как можно раньше забирать домой.


! Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

 

! Щадить его ослабленную нервную систему.

 

! Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

 

! На время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

 

! Как можно раньше сообщить воспитателям и врачу о личностных особенностях малыша.

 

! Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

 

! Создать в выходные дни дома для него режим такой же,  как и в детском учреждении.

 

! Не реагировать на выходки ребенка  и не наказывать его за капризы.

 

! При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к психологу или детскому врачу.