Семья и учреждение образования


Семья и учреждение образования – два важнейших института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Современная семья, родители, воспитывающие детей, испытывают целый ряд социальных и психологических проблем, с которыми зачастую не могут самостоятельно справиться, в связи с этим семье необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь.

Сегодня понятие «социально опасное положение» вызывает много дискуссий, а многие родители выражают свое несогласие по вопросу постановки семьи на данный вид учета.

Для начала необходимо разобраться в значении понятия «социально опасное положение». Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,– лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья. (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. № 200-З).

В постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» приводятся критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних.

Всего этих критериев шесть, каждый из критериев содержит ряд показателей. В соответствии с первым критерием ребёнок может быть признан находящимся в социально опасном положении, если он воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка.  Показателями данного критерия являются: уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, если родители не заботятся о здоровье детей, их нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью); если имеют место факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома.

Согласно второму критерию, несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении, если он воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами.  Сюда относится принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм; вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение; незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку; запрещение ребенку посещать учреждение образования; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия.

К третьему критерию социально опасного положения относится ситуация, когда несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер). К примеру, приобщают ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; родители ведут аморальный образ жизни родителей (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.), а также если родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Также критерием социально опасного положения является жестокое обращение с несовершеннолетним в семье. Сюда относится и физическое насилие, и сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего, и психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму).

Несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении, если совершает правонарушения и иные антиобщественные действия. Показателями в данном случае выступают: рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, бродяжничество несовершеннолетнего; если несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

И, наконец, шестой критерий подразумевает под собой ситуацию, когда несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации. А именно: проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера; социальная изоляция несовершеннолетнего; негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов; жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых; несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания; а также если несовершеннолетний пострадал в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.

Выявление  детей,  оказавшихся  в  неблагополучной  ситуации, осуществляется  в  пределах  компетенции  работниками  субъектов профилактики  семейного  неблагополучия:

педагогическими  работниками  – в ходе образовательного процесса; в  ходе  изучения  особенностей  семейного  воспитания  обучающихся;  при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении  информации  в  отношении  несовершеннолетних  от  третьих лиц;

медицинскими  работниками:  при  проведении  патронажа медицинского  работника  к  несовершеннолетним;  при  посещении несовершеннолетними  и  их  законными  представителями  учреждений здравоохранения;  при  вызове  врача  на  дом  к  ребенку  или  к  законным представителям  ребенка,  в  том  числе  при  выездах  скорой  медицинской помощи; при постановке женщин на  учет по беременности  (наблюдении за беременной) и в других случаях;

сотрудники  органов  внутренних  дел  –  при  совершении противоправных  действий  гражданами;  при  проведении  с несовершеннолетними  индивидуальной  профилактической  работы,  в  том числе при посещении семей на дому; при рассмотрении в установленном порядке  заявлений  и  обращений  граждан  о  необеспечении  законными представителями несовершеннолетних прав и законных интересов детей;

специалистами органов по  труду,  занятости и социальной  защите и учреждений  социального  обслуживания  населения  –  при  оказании социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения и на  дому;  при  назначении  государственных  пособий  и  пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании гуманитарной и других  видов  помощи,  в  ходе обследования материально-бытового положения граждан (семей).

В отделе  образования,  спорта  и  туризма администрации Новобелицкого района г.Гомеля  ведется  «Журнал  учета информации  о  несовершеннолетних,  оказавшихся  в  неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан», где фиксируются все поступающие сообщения о семейном неблагополучии несовершеннолетних детей, проживающих в Новобелицком районе г.Гомеля.

Каждое поступившее сообщение отрабатывается специалистами учреждений образования, осуществляется обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, в отношении которых поступила информация, а также проводится социальное расследование ситуации в семье. Одной из главных целей при проведении социального расследования является комплексное изучение ситуации в семье, которое проводится  с привлечением субъектов профилактики семейного неблагополучия. Факт проведения социального расследования ситуации в семье еще не означает, что несовершеннолетний обязательно будет признан находящимся в СОП. Только когда собрана и проанализирована информация от разных источников при подтверждении фактов семейного неблагополучия, на совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо на педагогическом совете учреждения образования рассматривается вопрос о целесообразности признания ребенка находящимся в социально опасном положении, выносится соответствующее решение путем голосования.

В случае, если несовершеннолетний признается находящимся в СОП, для работы с семьей разрабатывается индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (далее – план), мероприятия которого направлены на оказание помощи семье и содействие нормализации ситуации в семье. Стоит отметить, что мероприятия данного плана носят межведомственный характер, т.е. к работе по оказанию помощи семье привлекаются различные субъекты профилактики в зависимости от тех показателей и причин, на основании которых несовершеннолетний был признан находящимся в СОП. Специалистами учреждений образования ежемесячно анализируется выполнение плана и рассматривается динамика ситуации в семье. При положительной динамике ситуации в семье, если ситуация в семье нормализовалась, несовершеннолетнего снимают с данного вида учета. В случае, если динамика ситуации в семье ухудшается, если имеется угроза жизни и здоровью ребенка, несовершеннолетний признается нуждающимся в государственной защите, помещается на государственное обеспечение, а родители становятся обязанными лицами и возмещают расходы, затраченные государством на содержание детей. Однако это крайняя мера, и работа всех субъектов профилактики направлена в первую очередь на избежание этой меры, чтобы ребенок мог расти и воспитываться в своей семье.

Если у вас имеется информация о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации вы можете сообщить об этом в отдел образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г.Гомеля по телефонам
37-30-91, 36-42-95.